CRM-система «Верность»

Концепция СRM «Верность» была разработана нами после нескольких встреч с зооволонтёрами — кураторами крупных передержек и приютов, а также на основе нашего опыта работы с ними в течение 7 лет. О практике создания CRM мы узнали на обучении в экспериментальной школе Фонда президентских грантов «НКО.Трансформация», где Алёна Куратова, директор БФ «Дети-бабочки», рассказала о возможностях используемой ими системы.

Мы создавали концепцию объединения организационных процессов сообщества ярославских зоозащитников на основе нашей 7-летней коммуникации, за время которой накопилось много информации и данных.

Главная задача CRM — ускорение совместной работы и повышение её эффективности, объединение волонтёров, НКО, зоозащитных сообществ на базе «Верности».

Созданный нами программный продукт универсален и подойдет для автоматизации процессов зоосообществ других регионов России. На данный момент системой пользуются волонтёры Ярославской, Оренбургской областей и ХМАО.

Список модулей и краткое описание функционала
Модуль «Стерилизация»
Автоматизирует процесс подачи и обработки заявок на льготную стерилизацию животных.
  • SMS-авторизация
    Вход в систему осуществляется через sms-код, аккаунты пользователей привязаны к их телефонам.
  • Подпись документов с помощью ПЭП
    Документооборот с заявителем осуществляется с использованием ПЭП (простой электронной подписи) без визитов в офис некоммерческой организации, бумажной печати документов, передачи сканированных копий. Копии документов автоматически отсылаются на e-mail заявителя.
  • Настраиваемые шаблоны документов
    Формируемые по заявкам документы можно гибко настраивать (используется шаблон MS Word).
  • Гибкая настройка полей в заявке
    Поля формы в заявке настраиваются в панели администратора. Форма заявки разработана на основе многолетного опыта АНО «Верность».
  • Модерация заявок
    Менеджер проекта проверяет и модерирует заявки. Возможны поиск, отбор,  массовая выгрузка заявок в MS Excel, массовая выгрузка подписанных документов в файл-архив.
  • Система уведомлений о событиях
    На каждом этапе прохождения заявки работает система e-mail-уведомлений заявителям и менеджеру проекта.
Модуль «Доноры»
Собирает из разных источников информацию о донорах организации.
  • Загрузка данных из нескольких платёжных систем
    В систему автоматически подгружаются данные неограниченного количества аккаунтов платёжных систем (cloudpayments.ru и yookassa.ru). Агрегированная информация доступна для анализа.
  • Учёт кампаний по сбору средств
    В режиме реального времени можно наблюдать, как продвигаются кампании по сбору средств.
  • Загрузка платежей из банковской выписки
    Платежи, поступающие напрямую на расчётный счет, ежедневно считываются из банковской выписки и доступны для систематизации и анализа (реализовано для Сбербанк Бизнес Онлайн (СББОЛ).
  • Автоматическая публичная информация по доходам
    Данные по поступившим пожертвованиям автоматически в режиме реального времени выгружаются на сайт, например, https://spasibozavernost.ru/reports.
Модуль «Помощь кормом»
Автоматизирует процесс подачи заявок на помощь кормом и верификацию подопечных, нуждающихся в помощи.
  • Учёт подопечных и верификация
    Система позволяет вести учёт подопечных и проводить верификацию данных. Зооволонтёры заполняют данные сами в личном кабинете. Учёт подопечных ведётся в разрезе мест нахождения, категории животного, места жительства (дом/улица), характеристик животного (стерилизовано/чипировано/вакцинировано).
  • Агрегация данных о бездомных животных
    Все данные о подопечных доступны для подсчёта, анализа и выгрузки. Например, к январю 2024 года мы смогли собрать базу данных о бездомных животных Ярославской области. Теперь эти данные можно использовать в том числе для принятия управленческих решений на уровне региона.
  • Подача и модерация заявок на помощь кормом
    Зооволонтёры могут в автоматическом режиме подавать заявки на помощь кормом, а менеджер — их проверять и администрировать. В системе хранится вся история заявок, в том числе о размере полученной помощи.
  • Система уведомлений о событиях
    На каждом этапе прохождения заявки работает система e-mail-уведомлений заявителям и менеджеру проекта. Шаблон каждого уведомления легко настраивается.
Модуль «Просвещение»
Автоматизирует процесс подачи заявок на проведение просветительских мероприятий.
  • Учёт типовых просветительских мероприятий
    В системе можно хранить информацию о типах проводимых мероприятий для разной аудитории и условий.
  • Подача и модерация заявок на проведение мероприятий
    Заявители могут в автоматическом режиме подавать заявки на проведение мероприятий, а менеджер — их проверять и администрировать. В системе хранится вся история заявок, в том числе и о результатах: объёме собранного корма и финансовых средств в помощь животным.
  • Отчётность для грантодателей
    Модуль позволяет передавать и хранить информацию об отзывах заявителей, печатать и хранить письма-подтверждения о проведённых мероприятиях.
  • Система уведомлений о событиях
    На каждом этапе прохождения заявки работает система e-mail-уведомлений заявителям и менеджеру проекта. Шаблон каждого уведомления легко настраивается.
Модуль «Учёт животных»
Автоматизирует учёт животных в приютах и на передержках (пунктах временного содержания).
  • Детальный учёт подопечных
    По животным хранится максимально детальная информация: кличка, пол, рост, вес, порода, характер, номер чипа, окрас и др. В карточке есть блок с публичной информацией для сайта (для настройки автоматической выгрузки данных на сайт). Хранятся истории каждого подопечного (доступна автозагрузка данных из постов ВКонтакте).
  • Гибкая настройка справочников
    Справочники «Категории животных», «Породы животных», «Приюты», «Типы перемещений животных», «Типы процедур животных», «Размеры животных», «Окрасы животных», «Типы кормов», «Нормы кормов», «Рационы» и др. редактируются пользователем системы.
  • Учёт перемещений и процедур
    Разработана система регистрации перемещений животных (поступление в приют, передача на передержку, побег, пристрой и т. п.), а также система регистрации процедур, проводимых с животными (лечение, стерилизация, вакцинация, чипирование и др.). По периодическим процедурам строится график процедур, работают автоматические уведомления о необходимости провести процедуры сообщением «ВКонтакте» и письмом на электронную почту.
    Есть опция массового ввода процедур для случаев, когда манипуляции со всеми животными проводятся за 1-2 дня (обработка от паразитов и др.).
  • Печать документов и отчёты
    Разработаны и выводятся на печать типовые формы: карточка животного, акт приёма-передачи животного, карточка учёта процедуры животного. За основу разработки взяты типовые правила содержания и учёта животных в приютах, принятые в нескольких регионах России. Шаблоны легко редактируются.
    Данные CRM выгружаются в MS Excel (списки животных в разрезе параметров, график процедур), строится отчёт потребности приюта в кормах на основе данных о рационах животных.
Модуль «Финансовый и аналитический учёт»
Автоматизирует учёт доходов и расходов организации.
  • Ежедневная автозагрузка поступлений и расходов организации, простой поиск по платежам
    Система поддерживает автоматическую загрузку банковских выписок организации в режиме онлайн (ежедневно в рабочие дни с использованием услуги банка «Выписка по расписанию»).

    Менеджеры организации могут легко находить нужные платежи: поиск интуитивно понятен, есть типовые часто используемые параметры (например, платежи по QR-коду, сборы с краудфандинговых платформ).
  • Аналитический учёт финансов по 4 параметрам
    Каждый платёж может быть отнесен к 4 аналитикам: направление деятельности организации, статья затрат, проект или источник финансирования, группа статей затрат (для грантов).

    Аналитические отчёты позволяют в режиме онлайн видеть поступления средств по источникам финансирования и расходы организации в разрезе направлений деятельности, статей затрат, проектов, групп затрат.

    Это позволяет выгружать публичную отчётность по доходам и расходам организации онлайн. Пример: отчетность «Верности».
  • Роботы платежей
    Система поддерживает автоматическое разнесение платежей по разным параметрам (аналитикам) согласно настройкам роботов. Благодаря этому аналитический учёт становится прост, доступен и интуитивно понятен.
  • Дополнительные настройки для удобства и отчёты для руководителя
    Модуль поддерживает ввод начальных остатков в разрезе параметров, разбиение отдельного платежа на разные параметры (часто такое требуется для подотчётных сумм, которые могут иметь разные, к примеру, статьи затрат).

    Разработаны различные форматы отчётов: финансовые результаты для руководителя, остатки и обороты по проектам и источникам финансирования, универсальные отчёты по доходам и расходам.

    Работают ежедневные автоматические уведомления руководителю о важных платежах через систему сообщений «ВКонтакте».
Модуль «Отчётность грантодателям»
Автоматизирует учёт грантовых мероприятий и событий по ним.
  • Хранение мероприятий в разрезе проектов
    Модуль адаптирован под календарный план мероприятий и учёт ключевых контрольных точек (согласно типовой структуре отчётности по проектам Фонда президентских грантов).

    Для каждого мероприятия можно добавить до 5 учётных показателей, например, «человек на экскурсии», «стерилизованные собаки», «публикации в СМИ», «участники «Уроков верности».
  • Регистрация отчётного события
    При регистрации в CRM отчётного события заполняются следующие сведения: базовое мероприятие события, дата, короткое и полное описание события, ссылки на публикации, файл письма-подтверждения, признак софинансирования и денежный эквивалент, внутренний комментарий к отчёту, коллекция фотографий, числовые значения показателей мероприятия.

    Поддерживается автоматическая загрузка события из поста «ВКонтакте», благодаря чему исключается двойная работа. Менеджеру остаётся только проверить данные и проставить числовые показатели события.
  • Оперативный учёт достижения показателей мероприятий
    Числовые показатели всех событий суммируются. В любой момент можно посмотреть, достигнуты ли количественные показатели мероприятий и насколько.
  • Выгрузка отчётов в разрезе мероприятий
    Все события по мероприятию можно легко выгрузить в pdf-файл с всеми данными, включая фотографии, кликабельные ссылки на отчёты, количественные показатели с подсчётом по нарастающей.
    Формат выгрузки очень удобен для проверки куратором проекта.

    Также реализована возможность выгрузки отчётов о проведённых событиях в онлайн-режиме. В качестве примера можно посмотреть раздел с отзывами о проведённых «Уроках верности».
Модуль «Документы подрядчиков»
Автоматизирует процессы взаиморасчетов и документооборот с подрядчиками (самозанятыми)
  • Платежи и документы физических лиц
    Для учета услуг от самозанятых и индивидуальных предпринимателей был разработан данный модуль. Как правило, самозанятые не всегда умеют и могут оформлять документы согласно строгим требованиям некоммерческих организаций и их грантодателей. Поэтому процесс начисления вознаграждения, оплаты и оформления документов был автоматизирован на базе нашей CRM.
  • Справочники "Физические лица" и "Услуги физических лиц"
    В системе хранится информация по физическим лицам - поставщикам услуг: ФИО, тип физлица, ИНН, адрес, паспортные данные, емайл, телефон, банковские реквизиты, базовая ставка по оплате услуг. К карточке физического лица можно приложить любое количество важных документов.
    Справочник услуг позволяет хранить наименования типовых услуг для использования их в начислениях и документах.
  • Начисление вознаграждений и визирование
    Система поддерживает удобное начисление вознаграждений физическим лицам. В платеже хранится информация о физическом лице, услуге, дате начала оказания услуги и дате окончания, крайнем сроке платежа, количестве оказанных услуг, проекте, по которому идет работа, и группе затрат (для грантов). К начислению можно приложить любые дополнительные документы, которые хранятся в системе (например, договор, акт, чек самозанятого).
    Настроена система визирования: менеджер создает начисление, директор его утверждает, бухгалтер проверяет и оплачивает. Уведомления о необходимости проверки и визирования приходят к ответственным лицам в сообщения ВКонтакте.
  • Типовые документы сделок с физическим лицом
    Модуль поддерживает автоматическое заполнение реквизитов любого количества типовых документов, которыми оформляются услуги физических лиц. Данные об организации берутся из настроек CRM, данные о физическом лице - из его карточки. Дата, номер договора, акта оказанных услуг и прочие реквизиты типовых документов берутся из самого начисления. Процесс печати документов занимает считанные минуты. Шаблоны для печати легко настраиваются параметрами документа MS Word.

Кроме указанных выше разработаны модули «Ежемесячная статистика ветеринарных организаций», «Мониторинг данных», "Друзья приюта Вита", "Обучение зооволонтеров".
В разработке модули по помощи в лечении животных, донорство.

В настоящее время разработка внедряется в АНБО «Верность». По состоянию на ноябрь 2024 года в CRM-системе «Верность» зарегистрировано около 470 зооволонтёров, подано около 700 заявок на стерилизацию животных, 40 заявок — на проведение уроков «Верности», занесены данные о 6 500 бездомных животных и 170 их кураторах из 10 районов Ярославской области и двух — Оренбургской, готовится информация для внесения в систему данных от зооволонтёров ХМАО, поданы около 130 заявок на помощь кормом (на данный момент заявки массово не принимаются в связи с переходом на рейтинговую систему помощи), хранится информация об около 35 000 платежей доноров из cloudpayments и 81 000 платежей из youkassa.

Техническая реализация: для работы системы требуется стандартный web-хостинг (php + mysql + smarty). Перед разработчиками ставилась задача сделать предельно доступное для некоммерческого сектора решение, не требующее дорогостоящих ресурсов и простое в возможной последующей доработке при внедрении.

Есть вопросы? Пишите: crm@spasibozavernost.ru.